Заметки разработчика |
||||||||
Поисковая оптимизация сайтов. Часть 1.SEO – Search Engine Optimization – поисковая оптимизация. Также можно встретить термины: раскрутка сайта, продвижение сайта, поисковое продвижение, оптимизация сайта, оптимизация сайтов. Эти слова и фразы – синонимы одного и того же понятия – оптимизации сайтов для поисковых систем. К чему все это, спросите вы? Ответ достаточно прост – вы же не хотите, чтобы единственными посетителями созданного вами сайта были только вы и кто-то из знакомых? Основной поток посетителей приходит из поисковых систем Яндекс, Рамблер, Google. А сколько посетителей увидит ваш сайт, если он располагается на 100 странице поисковой системы (по-умолчанию, на странице располагается 10 ссылок)? Правильно, ноль целых и ноль десятых. Причем, большая часть найденных сайтов не соответствует тематике запроса. Почему это происходит – попытаемся разобраться во второй части, а сейчас для нас важен сам факт. У каждой поисковой системы существует свой алгоритм ранжирования (иными словами – расстановки сайтов в порядке уменьшения их соответствия запросу) и наша основная задача – убедить всех (и в первую очередь – поисковую систему) в том, что ваш сайт достоин занять высшие строчки в результатах выдачи (иногда используют аббревиатуру SERP). Для начала замечу, что до сего момента я не продвигал сайты и не писал статьи. Поэтому рассказ пойдет от лица «чайника» и предназначен он в первую очередь таким же «чайникам» (кстати, не вижу ничего обидного в этом слове :)). Разумеется, статья не претендует на обширность изложения и полноту материала, желающие могут найти в сети более подробные руководства и методики. А если есть желание действительно серьезно заняться продвижением своего проекта – изучение других источников просто необходимо. Кто-нибудь из оптимизаторов может сказать, что все описанное здесь абсолютно не нужно или неправильно. Что ж, гарантий я не даю (впрочем, также не дает их и большинство специалистов в области SEO). Итак, небольшая предыстория. Однажды руководство фирмы задумалось о создании «интернет-представительства», то есть веб-сайта. Т.к. никто до этого с сайтами дела не имел, решение вопроса возложили на меня, как системного администратора фирмы. Далее опишу основные шаги и варианты решений, может быть кому-то пригодится. Шаг 1. Выбор и регистрация доменного имени.Имя сайта и имя домена – не одно и то же. Однако, как правило, если речь идет о первом в жизни сайте, эти понятия подменяют друг друга. Позже я об этом постараюсь рассказать более подробно, а сейчас введем аксиому, что имя домена = имя сайта (так поступают в 99% случаев, особенно если не планируется развитие сайта «вглубь» и «вширь»). Сразу же оговорюсь, что речь идет именно о корпоративном сайте, направленном на русскоязычную аудиторию. Причем, аудитория обычно не очень хорошо ориентируется в тонкостях интернет-технологий. Исходя из сказанного, было решено регистрировать домен второго уровня в зоне .ru (другие зоны не всегда адекватно индексируются российскими поисковыми машинами) и использовать платный хостинг (поисковики далеко не всегда индексируют ресурсы на бесплатном хостинге, да и размещение на нем однозначно говорит о невысоком уровне фирмы). К выбору доменного имени (оно же – имя нашего сайта) нужно отнестись очень внимательно, т.к. оно является своеобразным «лицом» сайта, а соответственно и фирмы. Желательно, чтобы пользователь, увидев ваш сайт в выдаче поисковой системы, еще до входа на него осознавал, куда он попадет. Неплохая практика – использовать в имени название фирмы или направление деятельности. Согласитесь, что http://www.service-holod.ru дает гораздо большее представление о фирме, нежели http://www.flkag4cfru.ru, однако стремиться к этому вовсе не обязательно (если, конечно ваша фирма не является брендом в своей области, например - Microsoft). Также, возможно использовать в имени аббревиатуру названия, главное – чтобы это было удобочитаемо и более-менее благозвучно. Попробуйте представить себе название сайта абстрактного Чукотского молочного объединения. И хотя на латинице это будет выглядеть немного по-другому, результат от этого не меняется :) Впрочем, ознакомиться с подобными именами можно, набрав в любом поисковике фразу типа: «смешные названия сайтов». Не рекомендуется использовать в имени буквы русского языка. Хотя сейчас это возможно – не все браузеры способны правильно их интерпретировать. Этим вы напрочь закроете доступ к вашему сайту пользователям, у которых старые компьютеры, браузеры и операционные системы. Для «продвинутой» аудитории вполне можно использовать более экзотические имена. Также они используются, если близкие по написанию имена уже заняты или для того, чтобы выделиться из общей массы. В последнее время популярными стали сокращения с использованием цифр вместо слов (например, 2 – «to», 4 – «for») и устойчивых словосочетаний. Так, business-to-business («бизнес для бизнеса») получил сокращение B2B. Именно по такому принципу был зарегистрирован домен ice2b.ru («ice-to-business») или «Лед для бизнеса». Портал будет содержать информацию о десятках фирм с одинаковой направленностью: аренда холодильных складов, оптовая торговля продуктами питания глубокой заморозки, доставка замороженных продуктов рефрижераторами, монтаж и оборудование морозильных камер и т.п. После того, как имя домена выбрано, желательно проверить его удобочитаемость и ассоциативность (т.е. с чем ассоциируется это имя-название). Сделать это можно весьма простым способом – продиктовав по телефону нескольким сотрудникам и проверив написанный ими результат. Чем меньше разночтений допускает название, тем лучше. Сервисы подбора доменных имен, проверки их занятости и регистрации доменов доступны по адресу http://www.nic.ru. Краткое резюме. При выборе названия, прежде всего, важен разумный подход, выбранное имя сменить непросто (а порой даже невозможно, например, если речь идет о достаточно «раскрученном» портале с большим рейтингом). В качестве примера, как не надо делать, – приведу имена людей из прошлого века: Даздраперма – «Да здравствует Первое мая», имя девочки и Оюшминаль – «Отто Юльевич Шмидт на льдине», имя мальчика. Задумайтесь, не постигнет ли ваш ресурс участь этих имен и не станет ли он предметом насмешек. Шаг 2. Хостинг.Для того чтобы разместить сайт в сети Интернет, обычно используют услугу, которая называется хостинг. Его предоставляют компании, имеющие достаточно мощные серверы и высокоскоростные интернет-каналы. Выбор хостинг-провайдера – дело не менее ответственное, чем выбор имени домена или сайта (впрочем, ко всему остальному подходить нужно также ответственно, мелочей здесь нет). Для тех, кто делает это впервые (а «профи» и «гуру» вряд ли дочитают до этого места) самым оптимальным вариантом будет ознакомиться с мнением тех, кто уже пользовался хостингом (обращайте внимание в основном на «минусы» в работе провайдера, чем раньше вы их узнаете, тем проще жить), например, здесь: http://www.hostobzor.ru/. Кроме субъективного мнения пользователей для выбора хостинга вам необходимы еще несколько объективных параметров: 1. Стоимость хостинга. Кроме самого хостинга сюда также относится поддержка DNS (отнюдь не всегда она включена в тариф, иногда за это нужно платить отдельно), стоимость превышения лимита трафика и дискового пространства, все возможные дополнительные расходы и скидки. 2. Размер дискового пространства для размещения сайта и почтовых аккаунтов. Хорошей практикой считается наличие у фирмы адресов вида info@MySite.ru, а не info.MySite@mail.ru, размещенных на бесплатном почтовом сервере. Размер почтовых ящиков обычно включается в общий объем. 3. Объем трафика для сайта. Обращайте внимание на то, что пишется во всякого рода примечаниях. Так, в некоторых тарифах можно увидеть, что трафик неограничен только в том случае, если соотношение исходящего и входящего трафика 4 к 1 или присутствуют подобные ограничения для российского или зарубежного трафика. 4. Наличие поддержки. Обратите внимание, что здесь имеется в виду не только поддержка скриптов (PHP, CGI и т.п.), но и другие сервисные возможности, которые могут понадобиться (например, наличие веб-интерфейса для почты). Способы обращения в техподдержку и время реакции на запросы пользователя. Краткое резюме. К сожалению, достаточно трудно оценить большинство указанных критериев, не зная (хотя бы приблизительно), сколько человек будет посещать сайт, какой объем под него нужен, какие скрипты должны выполняться и т.п. Универсальных ответов на эти вопросы не даст никто, поэтому лучший вариант – проконсультироваться с тем, кто пишет ваш сайт. В любом случае, при выборе нужно руководствоваться принципом необходимой достаточности (перейти на более «высокий» тариф как правило проще, чем на «низкий»). Шаг 3. Создание сайта.К сожалению, рамки данной статьи не позволяют подробно описать все нюансы в создании сайта, поэтому остановлюсь только на тех аспектах, которые могут помочь или помешать его продвижению. Ведь намного проще сделать что-то сразу, чем потом переделывать. Итак, основные тезисы: 1. Объём страницы. Величина прямо пропорционально связанная с дизайном, чем "навороченнее" дизайн, тем больше объем. Вместе с тем, не стоит забывать, что поисковики индексируют примерно первых 100 КБ. Подход здесь простой - "Лучше меньше, да лучше" (с) В.И.Ленин. По моему мнению, оптимально около 10-30 КБ на страничку. 2. Релевантность страницы запросу. Иными словами - соответствие запросу. Для этого необходимо представлять себе целевую аудиторию и те запросы, которые может ввести пользователь. Не забудьте сделать скидку на грамотность аудитории и общеупотребительность выражения. Однако, не стоит на страницах сайта писать слова с ошибками, лучше их разместить в теге description или сделать врезку наподобие такой: "Мороженое или мороженное? Как писать правильно?". Для написания текстов желательно нанять профессионального копирайтера, который напишет для вас уникальный текст (уникальность контента - также необходимое условие "хорошего" сайта). Если предмет неуникальный (например, сотовый телефон, который уже описан на тысячах интернет-сайтов), можно привлечь рерайтера, который поможет переработать существующие тексты. Количество запросов в Яндексе по конкретным словам в месяц (и, соответственно, необходимость оптимизации страницы под эти слова) можно оценить на http://wordstat.yandex.ru. Запросы делятся (впрочем, весьма условно) на высокочастотные (ВЧ, как правило односложные) - десятки и сотни тысяч в месяц, среднечастотные (СЧ, обычно двухсложные) - сотни и тысячи в месяц, и низкочастотные (НЧ, многосложные) - от единиц до сотен в месяц. Сразу же огорчу тех, кто хочет оптимизировать сайт под ВЧ-запросы: во-первых, за счет одной лишь оптимизации попасть в ТОП по этим запросам невозможно (для этого нужны большие деньги и усилия), во-вторых, необходимо различать "посетителей" и "покупателей" (те, кто заходит на сайт по ВЧ запросам - всего-навсего посетители, а вот по НЧ - потенциальные покупатели, т.к. они точно знают, что ищут и в итоге получают более точную выдачу). Огромную роль здесь играет психология поведения пользователей. 3. Под какую поисковую систему оптимизировать сайт. Конечно, хочется под все, однако так практически не бывает. Связано это с разными алгоритмами ранжирования у разных поисковиков. Среди основных ПС выделяют Яндекс (yandex.ru, около 55% пользователей российского сегмента Интернета), Гугл (www.google.ru, около 20%) и Рамблер (rambler.ru, меньше 15%). С учетом вышеизложенного, большинство сео оптимизаторов старается продвигать сайты в Яндексе, однако не забывая и про другие поисковые системы. Желательно этот момент уточнять на стадии подготовки технического задания, а не тогда, когда сайт уже полностью сделан. Но, даже если получилось именно так, многие фирмы производят оптимизацию за отдельную плату (еще раз напомню, что лучше сделать сразу, чем переделывать). Краткое резюме. В качестве оного приведу десять заповедей оптимизатора, встреченные на http://seop.ru. Кодекс оптимизатора: И только создав хороший сайт, продвигай его. Данный текст не является полным списком недопустимых методов оптимизации. Кодекс оговаривает лишь этику поведения оптимизатора.
На этом можно закончить первую часть, посвященную поисковой оптимизации, В будущем она непременно будет расширяться и дополняться, можно считать ее бета-версией.
© Yeugeny A. Samburov, 2007 Данная статья может свободно распространяться и публиковаться в любом виде без уведомления автора. При публикации пожалуйста ставьте ссылку на первоисточник.
|
ГлавнаяО сайтеМетоды оптимизацииSEO оптимизацияБесплатная раскрутка сайтаАудит сайтаСтатьиПроекты301 редирект и файл robots.txtКарта сайта |
|||||||
НазадГлавная |
||||||||
Copyright © 2008-2019 Все права защищены. Поисковая оптимизация сайтов, seo продвижение, сео Yeugeny A. Samburov. | ||||||||
|